Производственная окраска автомобиля

Хорошее лакокрасочное покрытие кузова не только придаёт автомобилю красивый внешний вид, но и предохраняет его от коррозии и преждевременного разрушения.

Практика эксплуатации автомобилей в разных странах показала, что наиболее эффективными способами борьбы с коррозией кузова является их качественная окраска и дополнительная противокоррозионная обработка. Выполнение рекомендаций по уходу за лакокрасочными покрытиями позволит постоянно поддерживать хороший внешний вид автомобиля

Сварка и подготовка кузова под окраску.

Весь процесс окраски кузова начинается еще задолго до доставки в цех или ателье окраски, первым этапом является сварка кузова. На данном этапе существуют отдельные ключевые моменты, которые влияют на дальнейший производственный процесс. К таким особенностям можно отнеси: нанесение зафланцовочного клея (мастики) на все навесные детали кузова, доработка «выплесков сварки» (мелкая игольчатая крупинка на поверхности кузова), окалины, остатки масляных пятен и т.д. Все данные дефекты должны быть устранены еще до прибытия в производство окраски, или сведены к минимуму. В различных производствах и автомобильных кампаниях данному этапу уделяются различное внимание. Если качество «белого кузова» (наименование кузова, пришедшего с производства сварки) и степень его доработки позволяет не использовать дополнительных средств обработки в цехе окраски, то он напрямую отправляется в промывку. Но если, качество неудовлетворительное, то в цехе окраски применяются такие средства как: установка кабин для промывки кузова ХППВ (хоз. питьевая вода), дополнительная протирка внешней поверхности кузова с применением различных химических реагентов, а иногда и комбинирование этих методов. После того как кузов очищен и доработан он отправляется на промывку и обезжиривание.

Промывка кузова

Промывка и обезжиривание кузова применяется для удаления мельчайших капель масла, мастики, частиц абразива, которые могли проникнуть в металл или остаться на его поверхности. Чаще всего оборудование для промывки представляет собой ванну погружения закрытого типа, в которой циркулирует раствор (щелочной). Встречаются различные типы промывок — это может быть погружение или орошение, количество таких стадий может меняться в зависимости от поставленной задачи. Обычно стадии представляют собой конвейерную, каскадную (под наклоном) или лифтообразную ленту (после каждой стадии кузов поднимается вверх и затем опускается в следующую) со специальным оборудованием (оснасткой) для транспортировки кузова. Успех промывки и обезжиривания зависит от нескольких факторов: тип используемого раствора (каждый состав подбирается индивидуально под металл), агрессивности среды, степени циркуляции, используемых фильтрующих материалов, способов фильтрации и т.д. После процесса промывки начинается нанесение антикоррозионного слоя на кузов автомобиля.

Нанесение фосфатного антикоррозионного слоя.

Перед тем как нанести фосфатный слой некоторые предприятия используют химические составы для выравнивания кристаллической структуры металла и увеличения адгезии. Такие материалы называются активаторами. Процесс активации так же как и фосфатации проходит в ваннах закрытого типа, на поверхности металла кузова под действием химической реакции. Процесс фосфатирования крайне значим для дальнейших стадий окраски, он отвечает за адгезию. Во время этой стадии на поверхности кузова создается тонкая прозрачная пленка, причем образовавшиеся кристаллы на металле должны быть определенного размера и формы, в зависимости от используемых материалов. После процесса фосфатирования начинается стадия промывки деминерализованный водой, для исключения дальнейшего переноса фосфатного раствора в последующие стадии, т.к. при больших количествах он может образовывать соли, которые остаются на поверхности кузова. Качественная промывка кузовка обеспечивается погружением в ванну с водой и орошением посредством форсунок. Важное место в этом процессе занимает качество воды. Вода должна содержать минимальное количество бактерий, обладать определенной проводимостью и т.д. Несоответствующая нормам вода, оказывает губительное влияние на весь процесс подготовки, именно поэтому многие производства проектируют у себя установки приготовления деминерализованной воды.

Читайте также:  Как варить кузов автомобиля инвертором

Нанесение катафорезного слоя. (Анафорезного)

В современной промышленности более широкое применение получил метод катафорезного электроосаждения.

После цикла промывок и нанесения фосфатного грунта (такая линия называется участком подготовки поверхности) начиная стадия катафореза. Обработка заключается в осаждении частиц грунта под действием электрического тока. По всей длине катафорезной ванны установлены аноды, на которые подаются различные значения напряжения, сам же кузов несет отрицательный заряд. Под действие электрического тока катафорезный грунт осаждается на поверхность кузова.

Одним из параметров качества КТФ покрытия является толщина. Тем самым значения напряжение должны быть заданы именно для достижения всех требований к качеству. Сам раствор находится в постоянной циркуляции, обладает постоянной температурой, уровнем pH, сухого остатка. Данные параметры необходимо поддерживать в определенным диапазоне для предотвращения старения раствора. Так же в обслуживание ванны заложен периодический слив раствора для осмотра поверхности ванны и анодов на наличие повреждений. В зависимости от фирмы изготовителя анодов, степень их износа может быть разной от 3 до 10 лет. После катафорезной обработки следуют несколько стадий промывок раствором ультрафильтрата, для снижения процента сухого остатка с кузова, так может использоваться как орошение, так и погружение. Последней стадией участка КТФ является промывка деминерализованной водой.


Весь участок линии КТФ заканчивается сушкой. Нагрев кузова, покрытого катафорезом должен быть плавным, исключающий тепловой удар. Температура и время фиксации катафорезного слоя зависит от типа материала (около 165?С 10 мин).

Читайте также:  Как выбрать автомагнитолу

Желтоватость КТФ кузова вызывается чрезмерным нагревом, что может повлиять на межслойную адгезию. Основным дефектом покрытия является твердые желтоватые капли. Причиной их появления является кипени остатков воды в сушке. Решающим фактором, оказывающим влияние на этот дефект, является дизайн, геометрия самого кузова. Предотвратить появления можно изменением угла позиционирования кузова при прохождении линии (для дополнительного дренажа), разработкой дополнительной оснасткой, закрывающей подверженную дефекту поверхность, а так же регулировкой температуры.

Разные кампании предъявляют свои требования к качеству катафорезного грунта. Толщины варьируются от 18 мкм по внешним поверхностям и от 10-12 по внутренним. Изменять толщины можно, посредством параметрирования показателей состояния ванны- сухой остаток, напряжение, пигмент/связующее. Некоторые автопроизводители обращают внимание на шероховатость поверхности Ra.

Нанесение мастики.

После доработки дефектов КТФ покрытия начинается герметизация всех стыков кузова мастикой. Также часто здесь производится установка заглушек. В зависимости от страны, в которой производится автомобиль (учитывается агрессивность дорог), на кузова наносится различная толщина противошумной, антигравийной мастики. Такое нанесение в большинстве случаев является роботизированным. В зависимости от проекта, в производстве могут применяться лампы для подсушки мастики (сырую мастику очень легко смазать касанием).

Нанесение грунта.

Перед нанесением грунта, кузов должен быть подготовлен: выполнена протирка, для снижения уровня сора, нанесен ремонтный грунт, если дорабатывались дефекты металла. В современной промышленности широкое применение нашли полиэфирные грунты. Наиболее эффективным способом нанесения является электростатическое роботизированное нанесение. Робот, как и на линии мастики, отрабатывает кузов по заранее написанной траектории с установленными параметрами распыления. Главной задачей является равномерное нанесение грунта для исключения наплывов и эффекта апельсиновой корки – шагрени. Одним из факторов, который влияет на нанесение грунта, является воздушный баланс в камере.

При его нарушении возможна разбивка формы факела робота и потеря толщины. Необходимо учитывать и расстояния от кузова до распылителя. Типовым проектом является комбинированная сушка мастики и грунта, параметры которой так же зависят от материала (около 140?С). После фиксации грунтованного слоя, его необходимо подготовить (доработать дефекты) для нанесения базового и лакового слоя, а так же снять электростатическое напряжение кузова. В зависимости от базисной эмали грунты также градированы на цвета. Основными дефектами слоя грунта являются: сор, ворс, кратера (причиной могут быть загрязнения подложки, протирочных и фильтровальных материалов, дефекты цинка и т.д). Грунтованное покрытие так же должно соответствовать определенному качеству — толщины около 30 мкм, отсутствие областей шагрени.

Читайте также:  Замена масла в автоматической коробке передач

Нанесение базового слоя лака.

В зависимости от предприятия используется два основных типа окраски автомобиля — роботизированный и ручной пневматический и роботизированный и ручной электростатический. Существуют и комбинированные технологии, например внутренние поверхности пневматика, внешние электростатика. Очень важным этапом окраски базового слоя является баланс между двумя способами нанесения для исключения разнотона по цвету. Каждый автопроизводитель подбирает свои типы базисной эмали и цветовой палитры.

База в зависимости от своего типа (с частицами металика и без) может красится в несколько слоев. Ключевыми факторами в окраске является расстояния от кузова до распылителя и параметры окраски робота, климатика в камере. Все параметры должны пройти через тонкую настройку под каждый цвет, т.к. при малейшем отклонении от толщины может произойти сдвиг гармонии, так например, белый цвет при уменьшении может уйти в голубой оттенок, при увеличении в желтый. Между окраской лака и базы должна быть определенная выдержка для обеспечения розлива материала, испарения растворителей краски. Окраска лаком так же сочетает в себе пневматику и электростатику.

В зависимости от конечной цели кампании могут назначать несколько слоев лака и базы для сложных цветов, например для желтого цвета может быть введен дополнительный слой между базой и грунтом. После окраски базой и лаком кузов отправляется в печь для сушки. Проект сушек разрабатывается индивидуально под эмали. Толщина окончательного покрытия варьируется в пределах 60 мкм. Многие кампании предъявляют различные требования к качеству этой поверхности — шагрень, зеркальность, адгезия и т.д.

Доработка дефектов и нанесение технического воска.

После сушки окончательного покрытия на поверхности кузова могут осаждаться сор, ворс, кусочки краски, копоть из сушек и т.д. Так же могут наблюдаться дефект ЛКП покрытия: растрескивание, сжатие, пузыри и т.д. При удалении или ремонте применяется широкий спектр шкурок, машинок, пистолетов, полировальников, паст, салфеток используются даже лаборатории для создания колера.

Различается большое количество причин подобных дефектов. На предприятиях создаются определенные алгоритмы действий для их устранения. После окончания отработки дефектов во внутренние полости кузова методом впрыска наносится технический воск, для предотвращения коррозии кузова изнутри. Воск также должен протий сушку около 60-70?С.

Современный комплекс окраски представляет собой огромную лабораторию, в которой каждый должен знать свою функцию.

Если статья была Вам полезна, можете поделиться материалом в социальных сетях:

Рекомендуемые материалы:


Комментарии

  • @Игорь

    Спасибо за полезный материал!

  • @Олег

    А можете подробнее пожалуйста расписать нанесение технического воска

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *